Разработка методологических подходов к оценке регулирующего воздействия законодательства в области миграции на основе социологических методов

Принятие любого закона должно происходить на основании точного знания о том, каким образом он будет работать: как именно он повлияет на тех, поведение кого он призван отрегулировать, какое воздействие он окажет на общество в целом, и какие побочные эффекты вызовет его принятие. Цель проекта состояла в создании методологии оценки регулирующего воздействия законодательства в области миграции. Сильно недооцененными в части объяснительных и прогностических возможностей для исследований данного типа являются социологические методы и методики, хотя именно они наиболее непосредственным образом позволяют исследовать влияние законопроектов на повседневную жизнь тех, поведение кого призван отрегулировать законопроект. В связи с этим, в проекте исследовались именно социологические методы, а создаваемая методология была названа методологией оценки регулирующего воздействия законодательства в области миграции на основе социологических методов.  

В фокус исследования, на основании которого была создана методология, были помещены два «случая»: введение обязательного экзамена для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в РФ (74-ФЗ от 2014 г.), а также содействие социальной адаптации и интеграции мигрантов на базе адаптационных центров (соответствующие законопроекты от 2014 и 2015 гг. и пилотные проекты в двух регионах РФ). Выводы из исследования «случаев» позволяют утверждать, что, во-первых, введение обязательного экзамена по русскому языку и основам законодательства для мигрантов имеет крайне ограниченный эффект, не связанный с официальными целями введения закона, во-вторых, как минимум, одна из протестированных моделей существования адаптационных центров может быть эффективна в части интеграции и адаптации мигрантов в России.

По результатам проведенной работы была создана ЦЗИС-модель, которая является «лекалом» для проведения оценки воздействия законодательства социологическими методами. Название модели расшифровывается как «Цели – Знание – Исследование – Сравнение»,  и в соответствии с названием, она включает в себя четыре элемента. «Цели» – это непосредственные смыслы, в рамках которых разрабатывается или принимается тот или иной закон. «Знание» – это существующие, укорененные в науке, представления о поле, которое призвано отрегулировать исследуемая законодательная норма. «Исследование» подразумевает подробное описание тех социальных отношений, воздействие на которые было оказано или планируется, по результатам специально проведенного исследования. «Сравнение» предполагает сопоставление предыдущих частей между собой: (1) целей законодательства и существующего знания, (2) целей законодательства и результатов исследования, (3) целей законодательства, существующего знания и результатов исследования. Кроме того, результатом данной НИР является набор социологических методов и методик, которые показали свою эффективность для оценки воздействия законодательства. В их числе – методика «Ступенчатый выбор», «Дерево возможностей», «Тайный покупатель на черном рынке», контекстные интервью и т.д.

В совокупности, методология оценки регулирующего воздействия законодательства в области миграции на основе социологических методов является отчуждаемым продуктом, на основании которого можно проводить оценку регулирующего воздействия миграционных законов, кроме того, возможно ее расширение до общей модели оценки регулирующего воздействия законодательства, что, однако, требует дальнейших исследований.

  • Публикации по результатам проекта:

    ·   ·   Варшавер Е.А., Рочева А.Л., Иванова Н.С. Социальная карта района как инструмент городских исследований // Городские исследования и практики, №3, 2016 (в печати)

    ·   Варшавер Е.А., Рочева А.Л., Иванова Н.С. Информационное поведение мигрантов из Средней Азии в контексте изменения миграционного законодательства // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. №1, 2017 (в печати)

    ·  Варшавер Е.А., Рочева А.Л., Иванова Н.С. Интеграция мигрантов на местном уровне: результаты научно-практического проекта // Социологические исследования, №5, 2017 (в печати)

  • Выступления, публикации в СМИ:

    Доклады:

    ·      Идолы мониторинга: что может помешать провести хороший "мониторинг межнациональных отношений" и как этого избежать» // Международная конференция "Продолжая Грушина", 7 марта 2016 года. Москва, РАНХиГС

    ·      Мигранты и законодательство: результаты социологического исследования// Основной доклад экспертного семинара 8 ноября 2016 года. Москва, Институт Гайдара.

    В СМИ: 1) http://polit.ru/article/2017/01/20/integration/, 2) http://www.stav.kp.ru/daily/26616/3633251/

  • Руководитель / исследовательская команда:

    Руководитель - Евгений Варшавер 

     

     

  • Дата проведения: c
    2016
  • по
    2016
  • Методология:

    Исследование в методологии смешанных методов: анализ документов, количественный Интернет-опрос мигрантов, качественные интервью и наблюдения в Москве, Московской, Тамбовской и Оренбургской областях. Всего проведено 159 интервью, написаны 27 дневников наблюдения, собрано 2412 анкет. 

  • Размер выборки:
    2412
    человек(а)
  • Регионы:
  • Тип опроса:
    Онлайн анкетирование
  • Отчеты, презентации, анкеты:
  • Описание выборки:

    Выборка для количественного опроса собиралась через социальные сети и платформу MyTarget, которая позволяет формировать объявления с предложением пройти опрос и показывать их только пользователям с определенными характеристиками. В опросе отбирались пользователи, являющиеся участниками определенных групп (таких как «Узбеки Новосибирска»). Всего кликнули по ссылке более 5000 пользователей, для финальной базы отобрано 2412 анкет. По основным социально-демографическим характеристикам выборка не отличается значительно от генеральной совокупности (по данным базы данных ЦБДУИГ – Центральный Банк Учета Иностранных Граждан).

    Информанты для качественной части исследования – это преимущественно мигранты (98 из 158), а также 25 экспертов, 22 посредника, 13 работодателей. Среди мигрантов преобладают выходцы из Узбекистана и Таджикистана (47 и 41 соответственно).