Мониторинг эффективности школы – 2018. Опрос родителей школьников

Мониторинговое исследование, основанное на оценках участников образовательных отношений, является одним из ключевых ресурсов прогноза и управления изменениями в сфере образования, в том числе для выравнивания стартовых возможностей выстраивания результативных образовательных траекторий населения регионов, дифференцированных по социально-экономическим показателям

НИР "НИР ГЗ РАНХиГС «Экономическое положение региональных систем образования (мониторинг общего образования) (6-я волна)»"

Инструкция по работе с данными

Массив данных представлен в формате SPSS.

База данных содержит 2 вкладки:

  • Вкладка «Данные» – содержательные результаты исследования (ответы респондентов на вопросы анкеты). Данные сформированы по строке, одна строка соответствует одной уникальной анкете (респонденту). По столбцам представлены показатели (переменные), по которым производится описание. Всего – 2195 строка (респондентов), 131 столбец (переменная);
  • Вспомогательная вкладка «Переменные» с подробным описанием всех показателей, представленных на вкладке «Данные». Данные по строке, одна строка соответствует одному показателю (столбцу) на вкладке «Данные». Всего – 131 строка (переменная).

Ограничения обработки и анализа данных: отсутствуют.

Ответственное лицо

Логинов Д.М., старший научный сотрудник ИНСАП, loginov-dm@ranepa.ru

  • Публикации по результатам проекта:
    • Авраамова Е.М. Причины неуспешности обучения школьников в представлениях учителей и родителей // Народное образование. 2019. №4. С. 171-176 http://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2019-4/prichini-neuspeshnosti-obucheniya-shkolnikov-v-predstavleniyah-uchiteleiy-i-roditeleiy
    • Мониторинг эффективности школы: успешность и неуспешность российских школьников (2018 г.) / Авраамова Е.М., Клячко Т.Л., Логинов Д.М., Полушкина Е.А., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Под. ред. Клячко Т.Л. Москва, РАНХиГС, 2018 – 25 с. https://www.ranepa.ru/images/News/2018-11/15.11.2018-monitoring.pdf
    • Мониторинг общего образования: социологические аспекты / Е.М. Авраамова, Т.Л. Клячко, Д.М. Логинов, Е.А. Семионова, Г.С. Токарева. — М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. — 60 с. https://socionet.ru/~cyrcitec/rnp-pdf/ppaper/021906.pdf
    • Мониторинг эффективности школы. Дошкольное образование: доступность и качество / Авраамова Е.М., Клячко Т.Л., Бедарева Л.Ю., Логинов Д.М., Полушкина Е.А., Семионова Е.А., Токарева Г.С., Яковлев И.А. № 1 (6). М.: РАНХИГС, 2019 - 21 с. [Электронное издание]. URL https://www.ranepa.ru/images/News/2019-03/05-03-2019-monitoring.pdf
    • Мониторинг эффективности школы. Выбор семьями образовательных траекторий для детей / Авраамова Е.М., Клячко Т.Л., Логинов Д.М., Полушкина Е.А., Семионова Е.А., Токарева Г.С. №2 (7). М.: РАНХИГС, 2019 - 18 с. [Электронное издание]. URL https://www.ranepa.ru/images/News/2019-05/16-05-2019-monitoring.pdf
  • Результаты исследования

    Запросы родителей к школе вполне сформировались и в целом остаются неизменными. Родителями на школу возлагается не только образовательная миссия, но другие функции – воспитательная, коммуникационная, дисциплинарная и пр. Приоритет запросов также не меняется с годами – на первом месте остается получение детьми знаний, необходимых для приобретения будущей профессии. На втором и третьем местах неизменно стоят приучение к дисциплине и приобретение коммуникативных навыков. В целом, школа справляется с возложенными на нее задачами, поскольку преобладают положительные оценки, но при этом по всем приведенным позициям оценка «удовлетворительно» преобладает над оценкой «хорошо». Лучше всего школа справляется с задачей приучения детей к дисциплине и обучения коммуникационным навыкам, а хуже всего – с приобщением детей к спорту, что особенно важно для малообеспеченных семей.

    При том, что удовлетворенность родителей различными сторонами обучения в школе колеблется между оценками «хорошо» и «удовлетворительно», некоторым позициям даются и отрицательные оценки – это качество питания(на первом месте) и техническая оснащенность школы.

    По сравнению с 2016-2017 учебным годом оценки удовлетворенности различными сторонами обучения несколько снизились по нескольким позициям: качеству образования дают высокие оценки на 6% родителей меньше, чем в прошлом году; уровню безопасности – также на 6% меньше; отношениям ребенка с одноклассниками – на 4% меньше; укомплектованности школы учителями – на 5%. При соблюдении единой методики опроса и параметров выборки можно говорить о том, что в 2017-2018 учебном году общая удовлетворенность родителей школьным обучением детей и его различными сторонами снизилась.

    Причины неуспеваемости детей, выделенные родителями, можно сгруппировать в соответствие с тремя основными факторами: связанные со способностями и мотивациями ребенка; связанные с функционированием системы образования; связанные с ресурсами семьи. Факторы, связанные со способностями и мотивациями детей, оказывают самое сильное влияние, а из двух других групп факторов те, что связаны с функционированием системы образования, опережают по силе влияния те, что связаны с ресурсами семьи. Из ответов родителей, таким образом, можно заключить, что школа пока не вполне решила проблему неуспевающих детей, во всяком случае, с точки зрения их психологической адаптации. Видимо, поэтому, большинство родителей, (притом не только тех, чьи дети недостаточно хорошо успевают), уверены, что психолог в школе необходим, и нет практически никого, кто считает, что он не нужен.

    Сопоставление ответов родителей на вопрос об образовательных планах их детей, полученные в ходе последних волн Мониторинга, свидетельствует о том, что их уверенность в том, что дети обязательно должны переходить в 10-й класс, а затем получать высшее образование, несколько падает. Факторами, во многом определяющими планы родителей, является их материальный и социальный статус: чем он выше, тем с большей уверенностью родители говорят о том, что дети должны учиться в старшей школе

    В числе причин, по которым родители допускают уход детей из школы после 9-го класса, превалируют прагматические. Так, около 70% респондентов считают, что обучение в рамках среднего профессионального образования дает востребованную и относительно хорошо оплачиваемую профессию. Кроме того, как считает большинство (80%) родителей, получение СПО не закрывает путь к высшему образованию, а является формой транзита. Таким образом, снижение доли уверенных в необходимости окончания детьми старшей школы отнюдь не свидетельствует о сокращении общих ориентаций на высшее образование. Причиной ухода из школы после 9-го класса, набравшей наименьший рейтинг, является желание родителей, чтобы дети поскорее начали работать и зарабатывать, однако эта причина все же значима для пятой части респондентов.

    В качестве цели поступления большинство родителей выбирают рядовой региональный вуз (45,2%) либо один из лучших региональных вузов (31,5%). За год эти приоритеты не претерпели изменений. Планируется и некоторая образовательная миграция, так, в вузах других регионах планирует учиться дети 23% респондентов, причем, почти каждый десятый респондент хотел бы, чтобы его ребенок получал высшее образование в вузе Москвы или Санкт-Петербурга.

    Что касается оплаты обучения в вузе, в случае, если ребенок не сможет поступить на бюджетное место, то данные свидетельствуют о том, что только 37,8% родителей смогут оплатить обучения в «хорошем вузе» без привлечения заемных средств. Еще 23% смогут самостоятельно оплатить обучение в «недорогом» и, видимо, менее качественном вузе. Еще 27% родителей рассчитывают на образовательный кредит, а каждый десятый респондент вынужден будет отказать ребенку в получении высшего образования в случае, если он не сможет поступить на бюджетное место.

    Большинство родителей демонстрируют лояльность к выбору ребенком будущей профессии, но на втором месте для них стоит выбор профессии, дающей хорошие перспективы трудоустройства и размера зарплаты в соответствующем секторе рынка труда. Заметим, что профессиональное воспроизводство (получение детьми профессии, которой владеют родители) стоит на последнем месте в рейтинге мотивов выбора профессии, что может свидетельствовать о слабой пригодности профессионально-трудового капитала родителей для выстраивания детьми успешной трудовой карьеры.

    Поскольку выбор востребованной и относительно хорошо оплачиваемой профессии, является значимым мотивом, важно представлять, какие профессии имеются в ввиду, и претерпел ли их рейтинг значимые изменения за прошедший год. На второй вопрос следует отрицательный ответ – профессии, названные в качестве приоритетных год назад, остались теми же. На первых местах следующие виды деятельности – информационные технологии, силовые структуры, медицина, а на последних – естественно-научные специальности, наука и культура, сельское и лесное хозяйство. Отметим, что уход на второй план ранее более популярных видов деятельности, связанных с государственным и муниципальным управлением, экономикой и правом, психологией, социологией, рекламой и PR, отмеченный по данным предыдущей волны мониторинга, не вернул своих позиций и в соответствии со свежими данными.

    Около трети родителей учащихся 8-9-х классов считают, что для сдачи ОГЭ на высокие баллы школьной подготовки недостаточно, причем родители детей, обучающихся в школах с углубленным обучением отдельных предметов еще более требовательны.

    Подтвердилась тенденция, обнаруженная в ходе предыдущей волны мониторинга – чем лучше успевают дети в школе, тем интенсивнее они посещают дополнительные занятия. С одной стороны, дополнительные занятия способствуют повышению успеваемости, но, с другой стороны, обнаруживается стремление родителей обеспечить поступление хорошо успевающих детей в хороший вуз и, тем самым, способствовать успешной трудовой карьере.

    Если в начальной школе в качестве цели дополнительного образования превалируют задачи общего развития, то в старших классах на первый план явным образом выходит подготовка к ЕГЭ. «Подтягивание» по отдельным предметам практикуется среди детей, не достигших старшей школы, и в него включено до 10% получающих дополнительные образовательные услуги.

    Чем старше становятся дети и чем ближе они приближаются к моменту сдачи ЕГЭ, тем больше родителей платят за дополнительные занятия сумму, превышающую 5 тыс руб. в месяц. По сравнению с периодом обучения детей в начальной школе доля родителей старшеклассников, отдающих наибольшие суммы на дополнительное обучение, возрастает в пять раз.

  • Руководитель / исследовательская команда:
    Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Директор ЦЭНО, д.э.н. Клячко Т.Л. Клячко Т.Л., д.э.н., директор ЦЭНО Авраамова Е.М., д.э.н., проф., зав. лабораторией ИНСАП Семионова Е.А., ведущий научный сотрудник ЦЭНО Логинов Д.М., к.э.н., старший научный сотрудник ИНСАП Токарева Г.С., научный сотрудник ЦЭНО Яковлев И.А., научный сотрудник ЦЭНО
  • Дата проведения: c
    2018
  • по
    2018
  • Методология:
    Анкетный опрос представителей родительского сообщества
  • Размер выборки:
    2195
    человек(а)
  • Регионы:
  • Тип опроса:
    Личное анкетирование
  • Отчеты, презентации, анкеты:
  • Массивы данных:
  • Тип материала:
    • презентация
    • аналитический доклад
  • Описание выборки:
    В опрос включались домохозяйства, имеющие одного и более детей, посещающих школу. Респондентом выступал один из родителей ребенка или его официальный опекун. В рамках исследования данной категории респондентов было опрошено 2195 представителей домохозяйств, проживающих в региональных центрах, крупных, средних и малых городах, сельских поселениях Алтайского края, Ставропольского края и Челябинской области