Ресурсы развития различных социально-экономических групп населения – 2018

Целью исследования является оценка доступности ресурсов развития для различных социально-экономических групп населения. В качестве основных ресурсов выделены: наличие постоянной устойчивой занятости, рост зарплаты, рост профессионального статуса (вертикальная трудовая мобильность), повышение уровня и качества образования, повышение социального статуса, развитие социального капитала. Более 40% населения с точки зрения возможностей, которые даёт хорошее образование, вполне конкурентны на рынке труда и могут представлять собой акторов социального развития. В то же время, более половины респондентов обладают образовательным ресурсом среднего или низкого качества, из-за чего их продвижение по направлениям, характеризующим социальное развитие, проблематично.
Важной характеристикой качества образовательного ресурса является его востребованность, в частности, возможность использования на релевантном рынке труда. Из полученных данных следует, что по специальности, или по близкой специальности работают 56,8% респондентов. Невозможность, по разным причинам, использовать накопленный образовательный потенциал в сфере труда объективно снижает стимулы к повышению качества образовательного ресурса. Образовательный ресурс низкого или среднего качества вынуждает своего обладателя перемещаться на рынке труда в направлении тех специальностей, которые не требуют особых компетенций. Более двух третей работающих характеризуют свою занятость как устойчивую. В то же время, каждый пятый занятый опасается, что может потерять работу. Самый высокий показатель устойчивости занятости демонстрируют специалисты высокой квалификации. Обнаруживаются возрастные различия, причём не в пользу старших возрастов.
Работу не хуже имеющейся с лёгкостью могут найти только треть занятых. В то же время, 45% считают, что это будет сделать сложно, а ещё 20,8% – что альтернативное трудоустройство невозможно. Чем моложе респонденты, тем более лёгкой задачей представляется им поиск работы.
Перспективы роста социально-профессионального статуса зависят от того, в какой степени имеющийся статус соответствует образованию и квалификации. Треть занятых считают, что их образовательный и квалификационный уровень выше или существенно выше занимаемой должности. О наибольшем соответствии занимаемой должности говорят работники, обладающие образовательным ресурсом самого высокого качества. Динамика социального статуса носит отрицательный характер: в целом о его понижении сообщает большее число респондентов, чем о повышении. Социальная самооценка снизилась у низкостатусных групп, осталась неизменной у среднестатусных, и выросла у высокостатусных. Тем не менее, общественные настроения характеризуются скорее оптимизмом, поскольку на восходящие социальные перемещения в будущем рассчитывает большая доля населения, чем та, что опасается нисходящих.
Социальный капитал оценивался через категории сплочённости и доверия. Характеризуя первую категорию, отметим, что источниками помощи выступают разные каналы, среди которых на первом месте – родственные и дружеские. Около 30% населения вообще не имеют никаких источников помощи, а 20% рассчитывают лишь на один канал. В то же время, около трети населения обладают достаточно хорошо развитыми социальными связями. Численность группы, для которой характерен низкий уровень социальной сплочённости, растёт за счёт пополнения из старших возрастов, и чем старше индивиды, тем вероятнее, что они лишены каких-либо источников помощи.
Почти половина респондентов в ответ на вопрос, много ли людей, которым они доверяют, отвечают, что таких людей мало, или их нет совсем. Динамика межличностного доверия имеет отрицательный характер, так как людей, которым стоит доверять, по мнению почти 30% респондентов, стало меньше, и лишь 6% респондентов считают, что их количество выросло.
В целом, можно сказать, что вследствие того, что социальная сплочённость в обществе не велика, а межличностное и межгрупповое доверие имеет тенденцию к снижению, социальный капитал является достаточно дефицитным ресурсом развития.
Запрос на ресурсы развития оценивался исходя из степени удовлетворённости располагаемыми ресурсами. Максимальная удовлетворённость распространяется на уровень и качество полученного образования, затем следует уровень поддержки социального окружения, далее – социально-профессиональный статус, потом – социальный статус, а на последнем месте по степени удовлетворенности – уровень материальной обеспеченности, отражённый размером зарплаты.
Для примерно 40% респондентов основным условием роста благосостояния, а, вслед за ним, и повышения доступности других ресурсов развития, является улучшение экономической ситуации в стране. По сравнению с этим фактором, все другие, включая личные усилия, уходят на второй план.
  • Публикации по результатам проекта:
    • Авраамова Е.М., Логинов Д.Л. Адаптация населения к «новой экономической реальности» // Всероссийский экономический журнал "ЭКО". 2018. №6. С. 86-102. DOI: http://dx.doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2018-6-86-102 (pdf прилагается)
    • Авраамова Е.М., Титов В.Н. Социальное развитие современной России: тенденции, риски, перспективы // Вопросы экономики. 2018. №10. С. 76-89 DOI: 10.32609/0042-8736-2018-10-76-89
  • Выступления, публикации в СМИ:
    Конференции:
    1) IX Международная Российская конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) "Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями". 24-25 октября 2018 г. (г. Москва).
    https://educonf.hse.ru/2018/ Тема доклада «Роль качества образовательного потенциала в трудовых карьерах миллениалов» (Авраамова Е.М.)
    2) XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. НИУ ВШЭ. 9-12 апреля 2019 г. (г. Москва). https://conf.hse.ru/2019/program Темы выступлений: «Доступность ресурсов развития для различных категорий населения» (Авраамова Е.М.),
    «Потребительские стратегии в «новой реальности» второй половины 2010-х годов: возможности и риски для населения» (Логинов Д.М.), «Особенности формирования и изменения образовательно-профессиональных траекторий выпускников высших учебных заведений на протяжении 1990-2000 гг. в современной России» (Титов В.Н.)

    Комментарии в СМИ:
    1) Авраамова Е.М., RT на русском, экспертный комментарий в материале «Многомиллиардная бездна: почему в мире увеличивается разрыв между богатыми и бедными», 21.01.2019 https://russian.rt.com/business/article/594980-bogatye-bednye-raznitsa
    2) Авраамова Е.М., Ведомости, экспертный комментарий в материале «Экономисты ждут увеличения социального расслоения в России», 07.11.2018 https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/11/07/785829-sotsialnogo-rassloeniya
    3) Логинов Д.М., телеканал ОТР, программа «Отражение», приглашённый эксперт (прямой эфир, включение по телефону). Тема комментария «Россияне за чертой бедности – как решать проблему?», 21.11.2018 https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/aleksandr-safonov-34571.html
    4) Логинов Д.М., радиостанция Эхо Москвы, "Большая информационная программа «Эхо" (комментарий по телефону), 21.11.2018 https://echo.msk.ru/news/2319354-echo.html
    5) Логинов Д.М., Независимая газета, экспертный комментарий в материале «Билет в социальный лифт не каждому по карману», 21.10.2018 http://www.ng.ru/economics/2018-10-21/4_7336_edu.html
    6) Логинов Д.М., Телеканал РБК, программа «Деловой день», тема выпуска «Сокращение среднего класса» (включение по телефону), 27.07.2018 http://tv.rbc.ru/archive/den/5b55a91e2ae5960e6a2bc2e5