Особенности деятельности самозанятых граждан на современном рынке труда

Цель исследования - изучение особенностей организации деятельности самозанятых граждан на современном рынке труда, выявление инструментов, способствующих легализации самозанятости.

  • Результаты исследования

    Проведенный анализ эмпирических данных позволил оценить масштаб российской самозанятости – порядка 16-17 млн граждан являются работниками собственного предприятия или собственного дела (доходного занятия) без привлечения других работников. В данном качестве граждане работают как по основной, так и по дополнительной работе. При этом за последние годы на современном рынке труда наблюдается устойчивая тенденция расширения самозанятости в качестве основного доходного занятия. Наиболее распространена самозанятость в торговле, строительстве, в сфере недвижимости, образования (репетиторство), сельском хозяйстве. Причины вовлеченности граждан в самозанятость в основном связаны с материальной мотивацией.

    Социологические данные фиксируют весьма положительное отношение в целом занятого населения к различным проявлениям «теневой» экономики, при этом оно к настоящему времени укрепляет свои позиции. В основном одобрение «теневая» экономика получает именно от самозанятых, среди которых уклонение от уплаты налогов является сравнительно частым и привычным явлением. Как показали данные опроса, примерно 10-11 млн самозанятых работают таким образом. Не случайно в настоящее время самозанятость воспринимается органами власти как исключительно «теневая» занятость, существующая вне рамок правового поля.

    Как показывают результаты исследования, в среде самозанятых заложен основной резерв предпринимательства, однако их предпринимательскую активность и привлечение в легальное поле сдерживают недостаток финансов для развития бизнеса, высокий уровень налогообложения и недоверие институтам государственного управления. Недоверие к власти способствует большей включенности самозанятых в «теневые» процессы, поскольку снижается вера в то, что государство может обеспечить их благополучие, защиту прав и интересов, будет способствовать развитию их частного дела, а также будет последовательно в своих решениях.

    Весьма остро в среде самозанятых стоит вопрос социальной справедливости, без разрешения которого сложно рассчитывать на эффективность предлагаемых государством мер по легализации самозанятых. Самозанятые граждане нуждаются в определенных социальных гарантиях со стороны государства, таких как получение пенсионного обеспечения и бесплатного медицинского обслуживания, возможность получения защиты в суде или иных органах власти. Однако они весьма критично настроены по отношению к исполнению государством своих обязательств по предоставлению таких социальных гарантий. Они в основном рассчитывают на себя и свои силы. А участие в «теневых» процессах при ведении трудовой деятельности только отчуждает их от государства.

    Результаты социологического опроса показывают, что среди самозанятых граждан проводимые государством меры не получают ощутимой поддержки. В первую очередь, речь идет о достаточно сдержанном отношении самозанятых к действующему эксперименту по введению налогового режима на профессиональный доход физических лиц. На период проведения исследования только каждый третий самозанятый предполагал в ближайшей перспективе воспользоваться новым налоговым режимом «Налог на профессиональный доход» в случае его распространения на все субъекты Российской Федерации, а остальные самозанятые либо занимали выжидательную позицию, либо не желали включать в свои трудовые отношения с потребителями фискальные органы.

    При разработке мер законодательного регулирования самозанятости важно учитывать, что основной преградой для легализации самозанятых является их низкий уровень доверия органам государственного управления. Для успешного привлечения самозанятых в правовое поле необходимо использовать не только экономические механизмы, но и, безусловно, следует уделять внимание проблемам социальной справедливости не только на рынке труда, но и в других областях жизнедеятельности.

  • Руководитель / исследовательская команда:
    Руководитель – директор Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга Покида А.Н. Исполнитель – научный сотрудник Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга Зыбуновская Н.В.
  • Дата проведения: c
    2019
  • по
    2019
  • Методология:
    В качестве основного метода сбора эмпирической информации использовался общероссийский социологический опрос занятого населения, в том числе самозанятых граждан. Полевой этап исследования осуществлен в период с 15 по 23 мая 2019 г.
  • Размер выборки:
    1215
    человек(а)
  • Регионы:
  • Тип опроса:
    Личное анкетирование
  • Тип материала:
    • методические материалы
  • Описание выборки:
    Опрошено 1215 респондентов в возрасте 18 лет и старше в 27 субъектах Российской Федерации. Опрос проведен методом индивидуального формализованного интервью по месту работы или жительства респондентов при обязательном соблюдении принципа анонимности. Выборочная совокупность репрезентирует работников основных видов экономической деятельности, занятых на предприятиях различных форм собственности, а также основные социально-демографические характеристики. Формирование и реализация выборочной совокупности осуществлены по многоступенчатой квотной выборке с вероятностным отбором респондентов на последней ступени. Базами формирования и реализации выборок являются данные органов государственной статистики, имеющиеся в открытом доступе.
  • DOI
    10.34022/2658-3712-2019-36-3-18-29, 10.31171/vlast.v27i2.6348