Система социальных гарантий и льгот в сфере занятости и оплаты труда наемных работников, ее эффективность и влияние на их трудовую активность в официальной экономике

Основная функция социального государства – повышение уровня и качества жизни граждан, забота об их благополучии, социальной защищенности, социальном развитии. В этой связи большое значение имеют государственные гарантии в сфере труда. Это законодательно предусмотренные обязательства государства перед гражданами по предоставлению важнейших социальных благ и услуг, правовой защите работников. К таким гарантиям относится право на выбор места работы, стандарты в оплате труда, выплаты компенсационного характера, в том числе пособия в связи с временной нетрудоспособностью, оплата ежегодного отпуска, пенсионное обеспечение и др. Однако социальные гарантии, социальное обеспечение и условия труда, реализуемые на предприятиях и в организациях, на сегодняшний день не всегда являются определяющим фактором стремления работников к реализации своего трудового потенциала в официальной экономике, т.к. не обеспечивают должной защиты трудовых прав работников.

Для получения актуальной информации об особенностях реализации государственных гарантий в сфере труда и занятости в 2017 г. проведено социологическое исследование. Основным источником эмпирической информации выступил общероссийский социологический опрос занятого населения.
В настоящее время, как показали данные опроса, среди наемных работников существует запрос на усиление социальной защиты.

Во-первых, это выражается, по мнению респондентов, в недостаточности мер, закрепленных в законодательстве для обеспечения защиты социально-трудовых прав граждан, во-вторых, в наличии недочетов в практической реализации предоставления гарантий на уровне предприятий. Недостаточность законодательных мер, по мнению работников, связана с ненадлежащим исполнением законодательства работодателями и необходимостью усиления их ответственности за нарушения прав работников, а также с несоответствием отдельных законодательных мер условиям реальной жизни. В целом, по данным исследования, 42% наемных работников сталкивались с нарушениями своих трудовых прав в различных ситуациях, при этом стоит отметить, что нарушения носили не единичный характер.

Работодатели не всегда придерживаются соответствующих норм Трудового кодекса, например, вынуждая работников на «добровольных» условиях соглашаться с решениями руководства, которые идут в разрез с интересами работника. Работник в данном случае вынужден соглашаться на какие-либо неблагоприятные для него изменения условий работы, чтобы не испортить отношения с руководством и не потерять работу. Многие работодатели вполне законным путем обходят нормы законодательства, прописанные в Трудовом кодексе, минимизируя свои расходы на наемный труд (например, перевод работника на ненормированный рабочий день при фактическом выполнении сверхурочной работы, принуждение работника в отдельных видах деятельности к получению статуса ИП с сохранением существующих на практике трудовых отношений и др.). В этой связи необходимо принятие дополнительных законодательных мер, регулирующих ответственность работодателей в случае нарушения трудовых прав работников (усиление контроля за исполнением работодателями действующего трудового законодательства, повышение штрафных санкций и др.). Особое внимание необходимо уделить соблюдению порядка и условий увольнения работников, так как законодательное соблюдение данной гарантии может существенно отражаться на стремлении граждан трудиться именно  официальной экономике.

Гарантия получения страховой пенсии по возрасту является важнейшей социальной гарантией, предоставляемой работникам государством, обеспечивающей им доход после выхода на пенсию. Однако в настоящее время условия начисления пенсии таковы, что граждане не видят стопроцентных гарантий получения достойной пенсии при наступлении пенсионного возраста. Это связано с постоянными изменениями в законодательстве, касающимися условий формирования пенсий, и текущими требованиями к начислению страховой пенсии, а также с низким уровнем пенсионных выплат, недостаточных для поддержания достойного уровня жизни для человека и не являющихся справедливыми с учетом его многолетнего труда.

Социологические данные показывают, что опасение не получить гарантированную государством будущую пенсию является более значимым стимулом для работы в официальной экономике, по сравнению с другими гарантиями, связанными со сферой трудовой деятельности, поэтому повышение значимости и роли пенсионного обеспечения в будущем, а также понимание порядка и условий пенсионных начислений могли бы существенно переориентировать граждан из неофициальной занятости в официальную.

Гарантия получения страховой пенсии по возрасту должна обеспечивать уверенность населения в ее реализации, в том числе на достойном уровне, и чтобы те средства за работника, которые были отчислены работодателем в соответствующие фонды для формирования накопительной пенсии, не были утеряны. По данным опроса, 60% работников опасаются возможности остаться без страховой пенсии по возрасту.

Результаты социологического мониторинга продолжают фиксировать широкую вовлеченность граждан в «теневой» рынок труда. По данным исследования 2017 года, доля граждан, вовлеченных с различной интенсивностью в некриминальный «теневой» рынок труда в течение последнего года составляет 44,8% от общего количества занятого населения. Это примерно 33 млн работников, которые в течение одного года имели неоформленную работу (доходное занятие) или получали зарплату «в конверте».

Приведенные данные охватывают работников, которые в течение последнего года имели постоянную или временную неофициальную работу, или разовые (эпизодические) необлагаемые доходы хотя бы несколько раз в год. Чаще, чем другие категории работников, не оформляют юридически свои трудовые отношения с уполномоченными органами самостоятельно занятые лица. Среди них 62,2% трудятся без официального оформления.

При этом результаты мониторинга констатируют, что в современной нестабильной экономической ситуации наблюдается тренд на расширение вовлеченности граждан в «теневую» занятость. Наиболее заметно этот процесс происходит за счет работников, занятых дополнительной, временной работой. Для большинства работников это вынужденная мера. Таким путем граждане пытаются увеличить свои доходы или компенсировать снижение своей заработной платы на фоне экономической нестабильности
последних 3-4 лет. Безусловно, работая неофициально, на условиях устной договоренности, гражданам
не приходиться рассчитывать на трудовое законодательство, у них нет достаточных оснований отстаивать свои трудовые права. Социальные гарантии на таких работников не распространяются. Как следствие этого, согласно полученным данным, работники без официального оформления чаще, чем занятые официально, сталкиваются с нарушениями трудовых прав.

Данные опроса показали значимость профсоюзного движения в ограничении «теневой» занятости и количества нарушений трудовых прав работников. Так, на предприятиях, где имеются профсоюзные организации, выплаты «в конвертах» фиксируются в 3 раза реже, чем на предприятиях, где такие организации отсутствуют, кроме того количество нарушений трудовых прав работников отмечается в 1,5 раза реже. В этой связи реализация принципов социального партнерства на уровне предприятий с участием профсоюзных организаций может и должна выступать гарантом социальной защиты работников, способствовать решению вопросов социальной справедливости, привлечению граждан в официальную экономику.

Меры по стимулированию граждан трудиться в официальной экономике, в первую очередь, должны сводиться к повышению роли социально-трудовых гарантий занятости и оплаты труда, беспрекословному их исполнению на уровне предприятия, а во-вторых, повышению информированности граждан об их трудовых и социальных правах для построения эффективной стратегии по самостоятельной защите.

В этой связи целесообразно повышение ответственности работодателей с точки зрения существенного повышения размера штрафов и ужесточения других видов наказания. Повышение уровня информированности граждан об основных положениях трудового законодательства особенно актуально для молодого поколения, только вступающего в трудовые отношения. Этому во многом могло бы способствовать введение в учебную программу изучения основ трудового законодательства.