Интеграция мигрантов второго поколения в возрасте 18-30 лет в России: результаты пилотного исследования

Миграционные исследования в России, в большинстве своем, посвящены мигрантам первого поколения – тем, кто социализировался в стране происхождения и потому знакомится с российской средой уже во взрослом возрасте. Интеграция же их детей, которые в России родились или по крайней мере провели школьные годы, происходит иначе, однако представления о том, как именно, существующие работы составить не позволяют. Частью это объясняется слабым уровнем развития миграционных исследований в России, частью – тем, что это поколение до недавних пор было малочисленным. Редкие исследования мигрантов второго поколения в России сосредоточены на школьниках – детях мигрантов из Закавказья и Средней Азии. Тем не менее, в последние годы значительное число представителей второго поколения – преимущественно из Закавказья в силу более давнего начала этой миграционной волны – завершили образование и вышли на рынок труда. По очень приблизительным оценкам, произведенным на основании Всероссийской переписи населения 2010 года, численность второго поколения армянских и азербайджанских мигрантов в возрасте до 30 лет составляет почти 500 тысяч человек. Однако данных, которые позволили бы составить представление об их интеграционных траекториях в России, на настоящий момент нет. Поиску ответа на этот вопрос посвящено исследование интеграции молодых жителей России 18-30 лет, которые окончили школу в России и у которых хотя бы один родитель является мигрантом первого поколения. В фокусе этого проекта – армяне и азербайджанцы, поскольку миграция из Закавказья началась еще в 1990е, соответственно, их дети уже вошли в интересующий нас возраст, но в отличие от Грузии, визовый режим с которой прервал масштабную миграцию, миграция из Армении и Азербайджана в Россию продолжается. Проект представляет собой двухгодичное исследование, первый этап которого завершен в 2017 году, второй запланирован на 2018 год.

Целью первого этапа является создание методологии исследования мигрантов второго поколения в России, которая позволит в 2018 году провести такое исследование и ответить на ключевой исследовательский вопрос – каковы характеристики интеграции мигрантов второго поколения в России. В 2017 году был проведен анализ существующих теоретических и эмпирических подходов к изучению мигрантов второго поколения в социологии и психологии, разработана концептуальная модель интеграции этой группы, предложена и апробирована методология исследования этой темы. Кроме того, были проанализированы шесть зарубежных стран на предмет интеграции второго поколения мигрантов, что позволило соотнести российскую ситуацию с международной.

Разработанная концептуальная модель включает в себя три группы факторов: характеристики среды принимающего общества, характеристики миграционной волны (мигрантов первого поколения) и характеристики интеграции второго поколения (структурный, социальный, культурный и идентификационный аспекты). Исследование основывается на методологии смешанных методов и, в своем пилотном варианте, включает в себя количественный опрос второго поколения мигрантов (N=302) и серию качественных интервью (164 интервью). Опрос проводился в Интернете с таргетингом в социальных сетях, а его результаты сопоставлялись с результатами всероссийских опросов соответствующей возрастной группы. Качественные интервью были проведены в Москве, Свердловской и Тверской области, а также в Краснодарском крае. Кроме того, в Краснодарском крае была протестирована методика глубинного регионального исследования, которая позволяет изучить контекст интеграции второго поколения.

Задача пилотного исследования состояла, прежде всего, в том, чтобы протестировать и при необходимости модифицировать разработанную методологию. Тем не менее, полученные данные позволяют сделать некоторые предварительные выводы об интеграции второго поколения мигрантов. Во-первых, мигранты второго поколения в России, в целом, обгоняют своих сверстников-немигрантов в части уровня образования, позиций на рынке труда и личного дохода. Это различие частично может быть связано с тем, что мигранты чаще живут в городах. Во-вторых, в среде второго поколения установки на моноэтничный круг общения встречаются, но редко. Фактические круги общения в общем случае меняются на разных этапах жизни и во многом являются проекцией социальных сред, в которые вовлечены мигранты второго поколения — дворовой, школьной, спортивной. В-третьих, брачное поведение среди мигрантов второго поколения регулируется распространенной установкой на моноэтничные браки как у молодых людей, так и у девушек, а также представлением о том, что девушка должна вступать в брак девственницей. В-четвертых, степень идентификации мигрантов второго поколения со «своей» этнической категорией крайне высокая. В то же время, эта идентичность не является эксклюзивной: мигранты второго поколения чувствуют себя комфортно в России и характеризуются сильными локальными и национально-государственными идентичностями. Есть, однако, и небольшое количество тех, кто оказался «потерян» между двумя культурами. В-пятых, мигранты второго поколения владеют русским языком на уровне сверстников-немигрантов, уровень же владения языком страны происхождения существенным образом варьируется.

Указанные выводы будут проверяться в ходе масштабного исследования интеграции второго поколения в России в соответствии с разработанной методологией в 2018 году.

  • Руководитель / исследовательская команда:
    Е.А. Варшавер, к.с.н., руководитель Группы исследований миграции и этничности, с.н.с. РАНХиГС
    А.Л. Рочева, к.с.н., ведущий исследователь Группы исследований миграции и этничности, н.с. РАНХиГС
  • Дата проведения: c
    2017
  • по
    2017
  • Методология:

    В рамках пилотного этапа опрос проводился методом таргетинга в социальных сетях (по «этническим» группам и интересам в социальных сетях, квоты по полу и происхождению — армяне-азербайджанцы, — оценка смещений)

  • Размер выборки:
    302
    человек(а)
  • Регионы:
  • Тип опроса:
    Онлайн анкетирование
  • Описание выборки:

    Эмпирический объект исследования – это все люди в возрасте от 18 до 30, закончившие в России школу, у которых хотя бы один родитель родился не на территории РСФСР и идентифицирует себя в качестве армянина или азербайджанца