Вторая волна массового опроса профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений РФ о развитии дистанционного образования в условиях коронавирусной инфекции. Визуализация данных.
Цель исследования – выяснить отношение преподавателей к вынужденному переходу на дистанционное обучение и сложности, связанные с этим переходом.
Инновации в исследовании
Административный опрос преподавателей вузов на потоковой неслучайной выборке с организацией контроля за надежностью измеряемых признаков.
-
Выступления, публикации в СМИ:
- Дмитрий Рогозин – Как изменится система образования в России из-за последствий пандемии // Медиагруппа «Патриот». 2021. 14 января.
- Ляленкова, Т. Образование в 2020 году: «удаленка» и другие проблемы // Радио Свобода. 2021. 6 января.
- Эксперт РАНХиГС Дмитрий Рогозин: «Цифра, оторванная от авторской интерпретации, мало что значит в социологии» // РАНХиГС Новости. 2020. 28 декабря.
- Рогозин, Д.М. [Видео] Нельзя преподавать в несвободной ситуации // Программа «Гамбурский счет» с Ольгой Орловой. ОТР: Общественное телевидение России. 2020. 14 ноября.
- Аузан, А., Груздев, И., Мартынов, К., Рогозин, Д., Степанцов, П., Ткачева, К. Дискуссия «Цифровизация: вынужденная и неизбежная» // Общероссийский гражданский форум 2020. Екатеринбург: Ельцин Центр, 2020. 28 ноября. 14:30–13:30. [Участие онлайн в зуме]
- Рогозин, Д. Угрозы и возможности дистанционного образования / Сессия "Профессия преподавателя университета после экспериментов с онлайн-обучением: произошли ли трансформации?» // Конференция исследователей высшего образования. М., 2020. 30 октября.
-
Результаты исследования
Данные обследования демонстрируют критическое отношение респондентов к дистанционному формату образования, обусловленному ситуацией с пандемией. Данный формат работы все более характеризуется как удобный и комфортный в аспекте личных предпочтений, однако, по мнению большинства опрошенных, имеет больше недостатков и барьеров в организации полноценного учебного процесса для студентов в настоящее время, и способен вызвать нежелательные последствия для системы высшего образования в ближайшем будущем.
Помимо значимых изменений, которые затронули непосредственно преподавательскую деятельность (частичная или полная реорганизация курса, увеличение профессиональной нагрузки), респонденты отмечают увеличение нагрузки на студентов, а также снижение активности в работе последних после перехода в онлайн-режим. Классическая система оценивания промежуточных знаний, проведения итоговых экзаменов в отсутствие личного контакта оказывается не вполне эффективной, приводит к росту академического обмана, общей неуспеваемости, и оцениваются большей частью участников опроса как неудобная, требующая пересмотра в дальнейшем. Лояльность к цифровизации учебного процесса во многом предопределяется образовательными направлениями, среди которых наибольшие риски претерпевают математические, технические, естественные, медицинские и сельскохозяйственные науки. Несмотря на то, что качество усвоенных в дистанционном формате знаний вызывает сомнения, существенная доля респондентов высказывается оптимистично в отношении мер, которые вузы будут готовы предпринять в случае повторения критической ситуации.
-
Руководитель / исследовательская команда:Д.М. Рогозин, ИнСАП РАНХиГС М.С. Вырская, ИнСАП РАНХиГС А.А. Ипатова, ИнСАП РАНХиГС Б.В. Люкманов, независимый аналитик
-
Дата проведения: c2020
-
по2020
-
Методология:Онлайн опрос преподавателей российских вузов
-
Размер выборки:25386человек(а)
-
Регионы:
- Адыгея
- Алтай
- Алтайский край
- Амурская область
- Архангельская область
- Астраханская область
- Башкортостан
- Белгородская область
- Брянская область
- Бурятия
- Владимирская область
- Волгоградская область
- Вологодская область
- Воронежская область
- Дагестан
- Еврейская автономная область
- Забайкальский край
- Ивановская область
- Ингушетия
- Иркутская область
- Кабардино-Балкария
- Калининградская область
- Калмыкия
- Калужская область
- Камчатский край
- Карачаево-Черкесия
- Карелия
- Кемеровская область
- Кировская область
- Коми
- Костромская область
- Краснодарский край
- Красноярский край
- Крым
- Курганская область
- Курская область
- Ленинградская область
- Липецкая область
- Магаданская область
- Марий Эл
- Мордовия
- Москва
- Московская область
- Мурманская область
- Ненецкий автономный округ
- Нижегородская область
- Новгородская область
- Новосибирская область
- Омская область
- Оренбургская область
- Орловская область
- Пензенская область
- Пермский край
- Приморский край
- Псковская область
- Ростовская область
- Рязанская область
- Самарская область
- Санкт-Петербург
- Саратовская область
- Саха (Якутия)
- Сахалинская область
- Свердловская область
- Севастополь
- Северная Осетия - Алания
- Смоленская область
- Ставропольский край
- Тамбовская область
- Татарстан
- Тверская область
- Томская область
- Тульская область
- Тыва
- Тюменская область
- Удмуртия
- Ульяновская область
- Хабаровский край
- Хакасия
- Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
- Челябинская область
- Чечня
- Чувашия
- Чукотский автономный округ
- Ямало-Ненецкий автономный округ
- Ярославская область
-
Тип опроса:Онлайн анкетирование
-
Отчеты, презентации, анкеты:
-
Массивы данных:
-
Тип материала:
- методические материалы
-
Описание выборки:Выборка 25386. Отбор респондентов неслучайный потоковый, организован по двум основаниям: 1). Административное, реализовано через официальные обращения в ректораты вузов; 2). Инициативное, реализовано через информирование респондента о возможности принять участие в опросе, и он самостоятельно принимает решение.