Демографическое поведение населения Республики Ингушетия: ключевые особенности и определяющие факторы - 2019

Репрезентативный телефонный опрос женщин 16-45 лет, проживающих в Республике Ингушетия, с целью определения динамики рождаемости в регионе и влияющих на нее факторов

НИР "Анализ возможностей применения онлайн-исследований социально-демографических характеристик сообществ традиционного уклада"

Инструкция по работе с данными

Массив данных содержит следующие переменные:

Survey_y, survey_m – год и месяц опроса

Birth, Birth_y, birth_m – дата, год и месяц рождения

School_Number  - количество оконченных классов школы

Evermar – состояла ли когда-либо в браке (1 – да, 0 – нет)

Edu_type – уровень образования (1 – начальное, 2 – неполное среднее, 3 – среднее, 4 – среднее специальное, 5 – неоконченное высшее, 6 – высшее, 7 – ученая степень)

Job_type –трудовая занятость на момент опроса (1 – в государственной организации, 2 – по найму в частной организации, 3 – сама занимается бизнесом, 4 – не работает)

Loc – место проживания на момент опроса

Loc_birth – место рождения

Loc_1class – место проживания на момент начала учебы в школе

Loc_school – место проживания на момент окончания школы

Ethnicity – национальность

Lang – язык общения в семье (1 – русский, 2 – ингушский, 3 – другой)

Migr – факт миграции (0 – родилась в текущем месте проживания, 1 – родилась в другом месте)

Migr_y, Migr_age – год, возраст переезда в текущее место проживания

School_y, School_age – год, возраст окончания школы

M_stat – семейное положение на момент опроса

M_m1 – текущий брак – первый (0 – нет, 1 – да)

M1_job – работа после вступления в брак (1 – в государственной организации, 2 – по найму в частной организации, 3 – сама занимается бизнесом, 4 – не работала)

M1_edu – учебное заведение наивысшего уровня, которое посещала после вступления в брак (1 – школа, 2 – техникум/колледж, 3 – учреждение высшего образования, 4 – не училась)

M1_ideal – какой возраст считает идеальным для вступления в брак

H1_y, h1_age – возраст (первого) мужа на момент опроса

H_job – трудовая занятость (первого) мужа на момент опроса (1 – в государственной организации, 2 – по найму в частной организации, 3 – сама занимается бизнесом, 4 – не работает)

H_loc – родился ли (первый) муж в том же населенном пункте, что и опрашиваемая (1 – да, 2 – нет)

H_parents – являются ли родители опрашиваемой и родители ее мужа односельчанами?

Ch_important – что опрашиваемая считает важным дать ребенку (1 – хорошее образование, 2 – религиозное воспитание, 3 – знание о традициях своего народа, 4 – 1&2&3, 5 – 1&2, 6 – 2&3, 7 – 1&3)

Ch_numb_orig – общее число детей на момент опроса

Ch1_age_, … Ch8_age_ - возраст детей по порядкам рождения на момент опроса

Wealth – уровень материального благосостояния по самооценке (1  - с трудом хватает денег на еду, 2 – хватает денег на еду и одежду, но не на бытовую технику, 3 – хватает денег на еду, одежду, бытовую технику, но не на хороший автомобиль, 4 – можем купить хороший автомобиль, но не можем позволить себе построить новый дом, 5 – можем построить новый дом)

Income – кто в основном обеспечивает доход семьи (1 – в основном муж;  2 – в основном опрашиваемая, 3 – муж и опрашиваемая примерно поровну, 4 – родственники опрашиваемой, 5 – родственники мужа)

Gender_ideal – ответ на вопрос «Как вы считаете, сейчас мужчина должен брать на себя всю заботу о материальном благополучии семьи, или лучше, чтобы и муж, и жена зарабатывали?» (1 – лучше, когда один муж работает, 2 – лучше, когда муж и жена работают)

Birth_urban_rural, loc_type, school_urban_rural – городское или сельское место рождения, проживания на момент опроса, окончания школы (1 – город, 2 – село)

Internet – частота пользования интернетом (1 – каждый день, 2 – 2-3 раза в неделю, 3 – примерно раз в неделю, 4 – 1-2 раза в месяц. 5 – 1-2 раза в год, 6 – не пользуюсь)

Time_aqu – период начала общения со своим (первым) мужем (1 – в день свадьбы, 2 – за несколько дней до свадьбы, 3 – за несколько месяцев до свадьбы, 4 – за несколько лет до свадьбы)

Self_dec – как принималось решение о вступлении в (первый) брак (1 – самостоятельно, 2 – посоветовали родители, 3 – самостоятельно, по с учетом мнения родителей)

Religion – считает ли себя религиозным человеком (1 – да, 2 – нет)

Namaz, uraza – регулярное совершение ежедневной пятикратной мусульманской молитвы, соблюдение мусульманского поста (1 – да, 2 – нет)

Appr_purchase, appr_job, appr_mar – необходимость одобрения со стороны родителей или старших родственников для совершения крупной покупки, выхода на работу/смены работы, вступления в брак/развода (1 – да, 2 – нет)

C22, …. C40 – число детей, рожденных к 22, …. 40 годам

M22, … M26 – вступление в брак до 22, …. 26 лет (1 – да, 0 – нет)

AgeB1,… AgeB9 – возраста при рождении детей разных порядков

Gap_m_b1 – возрастной интервал между вступлением в брак и рождением первого ребенка (в годах)

Gap12,    gap56 – возрастные интервалы между рождениями детей разных порядков (в годах).

  • Публикации по результатам проекта:
    • Казенин К.И., Козлов В.А., Митрофанова Е.С. Как изменения гендерных и межпоколенческих отношений влияют на репродуктивное поведение // Мониторинг общественного мнения, 2020.  No 4. С. 342—365. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.1615
  • Результаты исследования

    Опрос показал, что в Республике Ингушетия рождаемость в настоящее время находится на уровне выше простого воспроизводства населения. При этом для региона характерна поздняя возрастная модель брачности. Как показал статистический анализ данных опроса (см. Аналитический отчет), признаки традиционного семейного уклада, проявляющиеся в действии жестких поколенческих и гендерных иерархий, являются фактором, поддерживающим позднюю возрастную модель брачности, но не значимы для рождаемости. «Понижающим» фактором для рождаемости является наличие у женщины высшего образования, а «повышающим» фактором – личная религиозность женщины и религиозность ее семьи.    

  • Руководитель / исследовательская команда:
    зав. Центром к.ф.н. Казенин К.И. Митрофанова Е.С., PhD, н.с. Центра региональных исследований и урбанистики ИПЭИ РАНХиГС Варшавер Е.А., к.с.н., с.н.с. Центра региональных исследований и урбанистики ИПЭИ РАНХиГС
  • Дата проведения: c
    2019
  • по
    2019
  • Методология:
    Исследование репрезентативно для соответствующих возрастных групп региона опроса
  • Размер выборки:
    836
    человек(а)
  • Регионы:
  • Тип опроса:
    Телефонный
  • Массивы данных:
  • Тип материала:
    • аналитический доклад
  • Описание выборки:
    Опрос реализован по выборке, репрезентативной для населения региона в возрасте 16-45 лет. Объём выборочной совокупности – 836 респондентов. Отбор респондентов проводился на основе алгоритмов случайного выбора, стандартно используемых при проведении телефонных опросов. Общее число отказов женщин данного возраста от интервью и незаконченных интервью составило 3052.