Аналитическое исследование настроений и состояния малого и среднего бизнеса города Москвы (I этап)

 

В результате исследования была произведена оценка общего состояния бизнес-настроений среди субъектов малого и среднего бизнеса; оценка изменений бизнес-настроений среди субъектов малого и среднего бизнеса в динамике; оценка уровня информированности о действующих программах поддержки малого и среднего бизнеса; оценка эффективности действующих программ поддержки малого и среднего бизнеса; оценка факторов, оказывающих влияние на предпринимательский климат в г. Москве.

  • Руководитель / исследовательская команда:

     

    Руководитель  Н.Н. Калмыков - руководитель.

    Исследовательская команда  А.Н. Покида, Н.В. Зыбуновская, П.А. Лобанов, Н.В. Рехтина, Т.С. Сатырь, Ю.И. Огнёва.

  • Дата проведения: c
    2014
  • по
    2014
  • Методология:

     

    Объектом научно-исследовательской работы являются настроения малого и среднего бизнеса города Москвы.

    Предметом научно-исследовательской работы является оценка значения Индекса настроений малого и среднего бизнеса.

    Цели и задачи НИР

    Цель проведения научно-исследовательской работы (НИР) состоит в мониторинге мнений московских предпринимателей посредством интеграции текущих оценок и ожиданий в отношении условий, наиболее значимых факторов и издержек ведения бизнеса в г. Москве;

    •        В прогнозировании вероятностных рисков ведения бизнеса и проведения оценки уровня адаптивности предприятий малого и среднего бизнеса (далее МСБ) города Москвы к ним;

    •        В разработке рекомендация для целей корректировки экономической политики города Москвы.

    Задачи НИР:

    1)      Выявить ключевые факторы и ресурсы развития МСБ города Москвы с учетом отраслевых особенностей. Рассчитать интегральный индекс настроений МСБ.

    2)      Выявить ожиданий предпринимателей относительно изменений бизнес-среды в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

    3)      Определить перечень угроз, вызывающих наибольшие опасения предпринимателей, а также наиболее вероятные стратегии их деятельности в условиях этих угроз.

    4)      Оценить эффективность мер поддержки бизнеса в Москве и информированность предпринимателей о них.

    Для получения количественных оценок и статистически обоснованных выводов было осуществлено проведение опроса малых и средних предпринимателей согласно выделенным задачам. Для сбора детальной эмпирической информации при проведении исследования опрос осуществлялся методом телефонного формализованного интервью в технике CATI. В качестве единицы сбора информации выступали руководители предприятий, их заместители, начальник отделов, главные бухгалтера и др.

  • Размер выборки:
    2000
    человек(а)
  • Регионы:
  • Тип опроса:
    Телефонный
  • Описание выборки:

     

    Отбор организаций осуществлялся по принципу наибольшего веса организации ВРП города Москвы в рамках квот на размер и вид деятельности (отраслевую принадлежность) организации, установленных выборкой.

    Отбор предприятий осуществлялся в соответствии с пропорциональным распределением субъектов малого и среднего бизнеса по отраслям. Построение выборки осуществлялось согласно данным Росстат.

    Объем выборочной совокупности составил 1200 представителей бизнеса, пропорционально отражающих структуру генеральной совокупности, и 800 представителей следующих отраслей:

    - информационные технологии (не менее 100 человек);

    - офис международной консалтинговой компании (не менее 100 человек);

    - машиностроение (не менее 100 человек);

    - пищевая промышленность (не менее 100 человек);

    - образовательные услуги (не менее 100 человек);

    - услуги в области здравоохранения (не менее 100 человек);

    - ресторанный бизнес (не менее 100 человек);

    - гостиничный бизнес (не менее 100 человек).

    Выборка: стратифицированная случайная. Такая схема выборки репрезентирует малый и средний бизнес города Москвы по размеру субъекта и отраслевой принадлежности с погрешностью 3,4%.