Аналитическое исследование настроений и состояния малого и среднего бизнеса города Москвы (I часть II этап)
В результате выполнения НИР получены, дополнены знания по следующим исследовательским направлениям:
· Оценка наиболее проблемных зон среди предприятий малого и среднего бизнеса в разрезе размера предприятия, а также его отраслевой принадлежности;
· Оценка общего состояние бизнес-настроений среди субъектов малого и среднего бизнеса;
· Оценка изменений бизнес-настроений среди субъектов малого и среднего бизнеса в динамике;
· Оценка эффективности действующих программ поддержки малого и среднего бизнеса;
· Оценка факторов, оказывающих влияние на предпринимательский климат в г. Москве;
· Использование комплексного подхода при расчете «Индекса бизнес-настроений МСБ».
-
Руководитель – Н.Н. Калмыков.
Исследовательская команда – Н.В. Рехтина, Т.С. Сатырь, Ю.И. Огнёва.
-
2015
-
2015
-
Объектом научно-исследовательской работы являются настроения малого и среднего бизнеса города Москвы.
Предметом научно-исследовательской работы является оценка значения Индекса настроений малого и среднего бизнеса.
Цели и задачи НИР
Цель проведения научно-исследовательской работы (НИР) состоит в мониторинге мнений московских предпринимателей посредством интеграции текущих оценок и ожиданий в отношении условий, наиболее значимых факторов и издержек ведения бизнеса в г. Москве;
• В прогнозировании вероятностных рисков ведения бизнеса и проведения оценки уровня адаптивности предприятий малого и среднего бизнеса (далее МСБ) города Москвы к ним;
• В разработке рекомендация для целей корректировки экономической политики города Москвы.
Задачи НИР:
1) Выявить ключевые факторы и ресурсы развития МСБ города Москвы с учетом отраслевых особенностей. Рассчитать интегральный индекс настроений МСБ.
2) Выявить ожиданий предпринимателей относительно изменений бизнес-среды в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
3) Определить перечень угроз, вызывающих наибольшие опасения предпринимателей, а также наиболее вероятные стратегии их деятельности в условиях этих угроз.
4) Оценить эффективность мер поддержки бизнеса в Москве и информированность предпринимателей о них.
Для получения количественных оценок и статистически обоснованных выводов было осуществлено проведение опроса малых и средних предпринимателей согласно выделенным задачам. Для сбора детальной эмпирической информации при проведении исследования опрос осуществлялся методом телефонного формализованного интервью в технике CATI. В качестве единицы сбора информации выступали руководители предприятий, их заместители, начальник отделов, главные бухгалтера и др.
В ходе научно-исследовательской работы для получения оценок по части ожиданий и настроений предпринимателей предполагалось использование следующей структуры инструментария:
БЛОК 1. Оценка наиболее актуальных (насущных) проблем предпринимателей. Предприниматель спонтанно, в свободной форме отвечает, какие проблемы/барьеры затрудняют ведение бизнеса.
БЛОК 2. Оценка иных актуальных проблем. Предпринимателю задаются дополнительные вопросы о наличии проблем в других сферах: административная среда, доступность финансовых инструментов, доступность кадровых ресурсов и прочее.
БЛОК 3. Оценка предложений от предпринимателей в части решения существующих проблем. Предприниматель указывает, какого рода действия / изменения необходимы для решения указанных проблем.
БЛОК 4. Оценка мнений предпринимателей относительно того, как изменятся указанные ими проблемы в будущем. Предпринимателю предлагается спрогнозировать развитие ситуации по указанным проблемам в краткосрочной и среднесрочной перспективах.
Анализ и обработка результатов осуществлялась в несколько этапов:
ЭТАП 1. Кодировка открытых вопросов
ЭТАП 2. Логическая группировка и выделение факторов
ЭТАП 3. Расчет весовых коэффициентов
ЭТАП 4. Расчет интегрального индекса
ЭТАП 5. Оценка прогнозных значений
В качестве результатов были получены данные по следующим направлениям оценки:
1. Рейтинг актуальных проблем предпринимателей г. Москвы как в целом, так и в разрезе размера бизнеса и отраслевой принадлежности.
2. Анализ проблем на уровне укрупненных и детализированных категорий как разрезе размера бизнеса, так и в разрезе отраслевой принадлежности.
3. Построение индекса Бизнес-настроений в целом и в разрезе размера бизнеса и отраслевой принадлежности.
4. Расчет прогнозных значений относительно актуальных проблем.
-
2000человек(а)
-
Телефонный
-
Отбор организаций осуществлялся по принципу наибольшего веса организации ВРП города Москвы в рамках квот на размер и вид деятельности (отраслевую принадлежность) организации, установленных выборкой.
Отбор предприятий осуществлялся в соответствии с пропорциональным распределением субъектов малого и среднего бизнеса по отраслям. Построение выборки осуществлялось согласно данным Росстат.
Объем выборочной совокупности составил 1200 представителей бизнеса, пропорционально отражающих структуру генеральной совокупности, и 800 представителей следующих отраслей:
- информационные технологии (не менее 100 человек);
- офис международной консалтинговой компании (не менее 100 человек);
- машиностроение (не менее 100 человек);
- пищевая промышленность (не менее 100 человек);
- образовательные услуги (не менее 100 человек);
- услуги в области здравоохранения (не менее 100 человек);
- ресторанный бизнес (не менее 100 человек);
- гостиничный бизнес (не менее 100 человек).
Выборка: стратифицированная случайная. Такая схема выборки репрезентирует малый и средний бизнес города Москвы по размеру субъекта и отраслевой принадлежности с погрешностью 3,4%.