Анализ некриминальной «теневой» экономической деятельности - 2020

Общероссийский репрезентативный социологический опрос занятого населения РФ в возрасте 18 лет и старше. Основная цель исследования: выявление тенденций развития некриминальной «теневой» экономической деятельности и оценка эффективности подходов государственного регулирования по выводу из «тени» различных социальных и профессиональных групп российского населения.

НИР "Динамика некриминальной «теневой» занятости трудоспособного населения"

Наименования разделов отчета по НИР Госзадания РАНХиГС, в рамках которых приведены параметры и результаты данного социологического исследования:

  1. Сравнительные результаты эмпирических исследований «теневой» занятости трудоспособного населения

3. Предложения органам государственного управления в сфере занятости по стимулированию участия различных социальных и профессиональных групп российского населения в официальной занятости и ограничению некриминальной «теневой» экономической деятельности

Инструкция по работе с данными

По результатам проведенного социологического опроса сформирована база данных в статистической программе SPSS, включающая 1205 наблюдений по 152 переменным.

Каждой переменной приписаны имена, связанные с текстом анкеты. Например, переменная, означающая номер анкеты, имеет имя «n_ank». В имена других переменных включены номера соответствующих вопросов анкеты. Например, переменная q4 содержит в имени в соответствии со структурой анкеты номер вопроса 4. При обработке данных для расчета отдельных показателей были введены дополнительные переменные:

q73 – Возраст (группы возрастов)

q75 – Уровень материального положения

 

Ответственное лицо

Зыбуновская Наталья Владимировна, научный сотрудник Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга Института общественных наук,

эл.п.: nzyb@ranepa.ru

 

  • Результаты исследования

    Мониторинг «теневой» занятости показывает, что в последние несколько лет постепенно сокращается число граждан, вовлеченных в «теневые» процессы на рынке труда. Уменьшение вовлеченности граждан в «теневой» рынок труда может быть обусловлено как результатом деятельности органов государственного регулирования по стимулированию выхода из «тени» самозанятых граждан, в первую очередь, здесь необходимо отметить эксперимент по введению «Налога на профессиональный доход» для физических лиц, так и возможным влиянием на «теневую» активность работников сложной эпидемиологической ситуации (пандемии), сильно ограничивающей формы предоставления «теневых» услуг и работ, а также возможности потребителей по их получению.

    Кризис обострил значимость гарантий занятости для россиян, показав, что в наиболее уязвимом положении оказываются граждане, работающие «в тени», они не только потеряли возможность работы и получения дохода в период ограничений и самоизоляции, но и не могли претендовать на те меры социальной поддержки, которые предпринимало государство для работающих в официальном секторе экономики.

    Результаты опроса показывают, что в качестве мер, способствующих сокращению неофициальной занятости, россияне предпочитают действия стимулирующего характера нежели меры, несущие разнообразные ограничения или штрафные санкции. Среди таких мер можно выделить уменьшение величины налоговых выплат, снижение социального неравенства и повышение роли социальных гарантий и социальной защищенности работников в официальной экономике.

    Исследование демонстрирует, что меры, предпринимаемые государством по легализации «теневого» рынка труда, которые были реализованы в эксперименте по введению «Налога на профессиональный доход» физических лиц (НПД), постепенно приносят результат. В целом, как показывают данные опроса, информированность занятого населения, в том числе самозанятых, об эксперименте растет. Тем не менее ситуация с невысокой осведомленностью занятого населения о новом законе в регионах, включившихся в эксперимент в течение 2020 года, предполагает усиление информационной кампании по его продвижению. Кроме того, отмечается рост заинтересованности самозанятых, ИП в новом налоговом режиме. Это выражается, во-первых, в увеличении количества физических лиц (самозанятых), которые воспользовались новым налоговым режимом, а во-вторых, в снижении доли респондентов, которые пока не видят себя в качестве участников этого эксперимента. Основные причины отсутствия желания граждан воспользоваться новым режимом связаны с опасением изменения условий эксперимента, нежеланием привлекать внимание налоговых органов, слабой социальной поддержкой и наличием формальных бюрократических процедур (чеки, отчеты). Поэтому активная работа органов государственного управления по данным направлениям будет способствовать росту привлекательности нового налогового режима среди работников, занимающихся частной практикой без регистрации.

  • Руководитель / исследовательская команда:
    Покида А.Н., кандидат социологических наук, директор Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС Зыбуновская Н.В., научный сотрудник Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС
  • Дата проведения: c
    2020
  • по
    2020
  • Методология:
    Личный опрос
  • Размер выборки:
    1205
    человек(а)
  • Регионы:
  • Тип опроса:
    Личное анкетирование
  • Отчеты, презентации, анкеты:
  • Массивы данных:
  • Тип материала:
    • презентация
    • аналитический доклад
  • Описание выборки:
    Опрошены 1205 человек занятого населения в возрасте 18 лет и старше в 27 субъектах Российской Федерации по выборке, репрезентирующей работников основных видов экономической деятельности, занятых на предприятиях различных форм собственности, а также основные социально-демографические характеристики.